Научная работа – важная часть деятельности Калужского государственного университета имени К.Е. Циолковски. Это помогает сотрудникам получить необходимый квалификационный уровень, позволяет использовать инновационные технологии в учебном процессе, а также формирует профессиональную компетенцию студентов и заставляет их интересоваться учебным процессом и использованием своих навыков в будущей карьере.
Основная задача наших научных исследований – развитие приоритетных направлений исследовательской деятельности в соответствии со Стратегией научно-технического развития Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года.
В университете проводятся фундаментальные и прикладные исследования. Приоритетный Калужский государственный университет имени К.Е. Направления исследований Циолковского следующие:
- Архитектура;
- Биомедицина;
- Биология;
- История;
- Математика;
- Педагогика;
- Психология;
- Социология;
- Физика;
- Экология;
- Лингвистика.
Преподаватели университета проводят исследования в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации; в рамках проектов, поддержанных Фондом президентских грантов, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским научным фондом; по заказам региональных министерств.
Высокий уровень исследовательской деятельности наших преподавателей породил следующие научные школы:
Научная школа по экологии «Микробиология и биотехнология» профессора И. Н. Лыкова;
Научная школа по математике «Развитие и изучение информативных возможностей методов математического моделирования в исследованиях» профессора С.М. Адольфович;
Научная школа по лексикологии русского языка «Семантика и прагматика языковых единиц» профессора О.П. Ермаковой и профессора А.Н. Еремин;
Научная школа «Методика преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе» профессора Е.И. Хачикян;
Научная школа по теории и литературоведению «Теоретико-методологические аспекты современного литературоведения» профессора И.А. Каргашин;
Научная школа по языкознанию «Калужская лингво-аргументологическая школа» профессора Л.Г. Васильев;
Научная школа «Теория, история и современные тенденции изучения германских языков» доктора философии. кандидат филологических наук Ж.И. Рудакова;
Научная школа по юридической психологии «Профессиональная компетентность юридического психолога» профессора В.Ф. Енгалычев;
Научная школа по психологии развития образования «Теоретические и практические аспекты применения концепции субъектно-выборочного мышления» профессора Е.И. Горбачева;
Научная школа по психологии «Профессиональная социализация личности» профессора И.П. Краснощеченко.
Преподаватели университета демонстрируют результаты своих исследований, участвуя в различных научных мероприятиях в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья (конгрессы, съезды, форумы, научно-практические конференции и др.), Публикуя научные статьи, монографии, учебники, учебные пособия и др. в журналах РИНЦ, Высшей комиссии и в таких международных базах данных, как Web of Science и Scopus.
Исследования ученых университета имеют и практическое значение. Ежегодно сотрудники университета получают около 10 патентов и сертификатов, делают открытия, в частности, в области биологии. Результаты прикладных научных исследований находят отражение в чтении лекций, проведении лабораторных и практических занятий, в процессе курсовой и дипломной работы. Они помогают осваивать новые программы и специализации.
Некоторые университетские мероприятия становятся традиционными. Например, международная научно-прикладная конференция «Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога», Российский открытый педагогический форум «Диалог идей в образовании: традиции и взгляд в будущее», Калужские университетские чтения. и др. Все эти мероприятия дают возможность продемонстрировать результаты научной работы профессорско-преподавательского состава и студентов Калужского государственного университета им. Циолковского в виде проектов, которые выполняются в соответствии со Стратегией социально-экономического развития региона и Стратегия научно-технического развития Российской Федерации.